30.03.2014 188

Исключение из Федерального перечня учебников, по которым сегодня обучаются миллионы российских школьников, может обернуться для страны необратимой катастрофой: потерей качества образования и проигрышем в международной “гонке образования”, считают участники прошедшей сегодня в ИА “Росбалт” пресс-конференции “Новая реформа: почему школа теряет хорошие учебники?” В опубликованном Министерством образования и науки РФ проекте Федерального перечня на 2014-2015 год не оказалось учебников развивающего обучения, которые рекомендовались Министерством образования на протяжении многих лет. По исключенным учебникам, говорилось на пресс-конференции, на сегодняшний день работают большинство учителей страны, авторы этих учебников - лауреаты Государственных премий и премий Российской Федерации.
Из Федерального перечня исключены: комплекс учебных материалов “Школа-2100”; учебники системы Л.В.Занкова; учебники математики Л.Г.Петерсон; учебники английского языка М.З.Биболетовой;учебники английского языка К.И.Кауфман и М.Ю.Кауфман; предметно-методических линий по русскому языку С. И. Львовой, В. В. Львова и многие другие учебники.
По приведенным на конференции данным, Федеральный перечень учебников в 2013 году составлял 2 985 наименований, в проекте нового перечня - 1 377. Сокращение количества наименований связано с обоснованным желанием Министерства образования и науки улучшить качество учебников, считает Депутат Государственной Думы ФС РФ Олег Смолин. Повысить качество учебников предполагалось Министерством образования путем увеличения количества экспертиз, а также за счет совершенствования процедуры экспертизы. Но, по словам Смолина, произошла подмена целей: вместо повышения качества учебников - сокращение их числа любой ценой, так как исключение учебников происходило не на основании оценки их качества, а по формальным признакам. Например, Министерство вычеркнуло из списка учебники на основании предоставления издательствами копий, а не оригиналов экспертных заключений, или на основании выявления факта проведения одновременности общественной и педагогической экспертиз.
По словам участников конференции, процедура приема документов от издательств проводилась Министерством образования впервые, и не была детально прописана: не было ни регламента приема документов, ни разработанной инструкции прохождения процедуры подачи документов в Министерство, закрепленной законодательным образом.
По мнению присутствующих на пресс-конференции, под угрозой находятся образовательные принципы вариативности и преемственности: учителей лишают права выбора учебников, а, значит, права выбора методической системы. В результате подобных действий Минобра больше всего пострадают ученики - их лишают возможности продолжить обучение по начатым образовательным программам из-за нарушения линейки учебников на разных этапах обучения.
Напомним, целый ряд обращений, петиций, открытых писем от лица учителей, общественных и научных деятелей, родителей были направлены на имя Министра образования и науки Дмитрия Ливанова, а также заместителю Председателя Правительства Ольге Голодец.
Назревшая социальная напряженность в учительской и родительской среде должна быть погашена, считают участники конференции: “Страна ждет от Министерства мудрого решения - конфликт необходимо разрешить”.
Утвержденный Федеральный перечень учебников Министерство образования и науки опубликует 1 апреля.[size=14]